"Они распространяют "гнусную правду". Как Запад пытается бороться с российскими СМИ

Офис телеканала RT в Москве
© РИА Новости

Обвинения западных политиков в адрес российских СМИ звучат практически каждый день. Журналистов обвиняют в пропаганде, вмешательстве в выборы и во всех внутренних бедах стран. Насколько абсурдны эти заявления, проанализировал портал Baltnews.ee.

Российские средства массовой информации на Западе воспринимаются в качестве "главных пропагандистов Кремля". Политики чуть ли не каждый день ругают российских журналистов на чем свет стоит, однако никаких доказательств не предоставляют.

Активное участие в борьбе с российскими СМИ принимают и эстонские политики. Например, 8 февраля депутат от Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Урмас Рейтельманн заявил, что в случае прихода EKRE к власти, может быть поставлен вопрос о закрытии местного офиса российского информационного агентства Sputnik.

Портал Baltnews.ee собрал основные обвинения в адрес российских средств массовой информации. Убедитесь в их абсурдности.

О правде

Бывший заместитель главы Министерства внутренней безопасности США Сюзанн Споулдинг в ноябре 2018 года обвинила российские СМИ в том, что они… говорят правду, сообщало РИА Новости.

"Нужно повышать осведомленность общества. Я думаю, что необходимо, чтобы высокопоставленные люди объясняли, как наши противники используют информационные войны, иногда с помощью IT-инструментов, чтобы ослабить нас. Иногда им даже не нужно ничего выдумывать, они используют правдивую информацию и повторяют ее в очевидно одностороннем ключе".

В пример своей позиции Споулдинг привела еженедельную программу RT "Американский солдат", в которой рассказывается о коррупции и деградации американской судебной системы.

"Они [журналисты RT] своими программами подтверждают правдивость этого заявления. Я не думаю, что что-то там – ложь. Но это неоправданно одностороннее мнение. Итак, послание, которое мы должны передать, – ты можешь соглашаться с тем, что тебе говорят в этой пропаганде.

Но эта пропаганда там не для того, чтобы ответить на твои вопросы. Россия ни на чьей стороне. Она на своей стороне. И ее стремление не в том, чтобы сделать нас лучше и не в том, чтобы поднять наши проблемы, решить их. Не в том, чтобы помочь решить наши проблемы с эмиграцией, а чтобы сделать нас слабее".

Иными словами, экс-заместитель главы МВД США соглашается с тем, что российские средства массовой информации распространяют достоверную и правдивую информацию. Однако правда, по мнению Споулдинг, вредит США.

Об альтернативе

В декабре 2018 года британский медиарегулятор Ofcom опубликовал итоги расследования, которое проводил в отношении телеканала RT. Анализировались десять материалов RT.

Главный редактор телеканала Маргарита Симоньян рассказала, что больше всего взволновало регулятор: "Британский Ofcom считает, что RT нарушили законы вещания, потому что дали в эфир и "не подвергли сомнению" заявления российского Министерства обороны по Сирии".

Следующее нарушение закона – сюжет про цыганские погромы на Украине. Регулятор Ofcom был не удовлетворен тем, что RT "недостаточно осветил позицию погромщиков". Причем телеканал в сюжете ее представил, но регулятор посчитал ее "недостаточной".

"А также мы рассказали о конкурсе детского рисунка в честь дивизии СС "Галичина" и "не представили альтернативной точки зрения". То есть, надо полагать, точки зрения СС. Я не шучу", – рассказала Маргарита Симоньян.

Добавим, что, согласно результатам Нюрнбергского процесса, организации СС, СД и гестапо были признаны преступными. Получается, что телеканал RT должен был представить в полном объеме точку зрения запрещенных организаций?

О коррупции, НАТО и протестах

В январе 2019 года Facebook удалил более 500 страниц и аккаунтов, якобы связанных с Россией, из социальных сетей Facebook и Instagram. В официальном пресс-релизе Facebook объяснялось, чьи и почему были ликвидированы страницы:

"Администраторы страниц и владельцы аккаунтов в основном представляли себя как независимые новостные страницы или страницы общего характера на такие темы, как погода, путешествия, спорт, экономика или политика в Румынии, Латвии, Эстонии, Литве, Армении, Азербайджане, Грузии, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Молдове, России и Кыргызстане. Несмотря на искажение их личности, мы обнаружили, что эти страницы и аккаунты были связаны с сотрудниками московского информационного агентства Sputnik и что некоторые из страниц часто публиковали такие темы, как антинатовские настроения, протестные движения и противодействие коррупции", – говорилось в пресс-релизе.

В последнем предложении четко говорится, что на страницах освещались антинатовские темы, протестные движения и коррупционные скандалы. То есть рассказывать о проблемах Североатлантического альянса, освещать митинги, акции протеста и коррупционные схемы в тех или иных странах российским средствам массовой информации нельзя?

В пресс-службе Sputnik сообщили, что Facebook заблокировал семь страниц редакций в странах ближнего зарубежья. Решение социальной сети назвали "однозначно политическим" и "фактической цензурой":

"Редакции Sputnik занимаются новостями – и делают это хорошо. И если блокировка – это единственная реакция Facebook на качественную работу СМИ, то вопросов у нас нет – тут все очевидно. А вот надежда, что здравый смысл победит, есть. Читайте Sputnik", – заявили в пресс-службе.

О движении "желтых жилетов"

Спонтанное протестное движение, появившееся во Франции в конце 2018-го года, "желтые жилеты", вышло на улицы из-за повышения цен на топливо. Затем участники демонстраций потребовали отставки действующего президента Франции Эммануэля Макрона. Движение становится популярным, его поддерживают несколько лидеров политических партий и движений – например, лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен.

На встрече с журналистами в начале февраля 2019-го года президент Макрон заявил, что один из лидеров движения Эрик Друэ является "медиапродуктом, продуктом социальных сетей". Макрон также заявил, что "желтые жилеты" получали консультации из-за рубежа, а их активность поддерживается "покупными аккаунтами в социальных сетях и троллями". В числе последних он назвал RT и Sputnik.

Причины таких высказываний заключаются в том, что "желтые жилеты" очень симпатизируют телеканалу RT: по словам главного редактора Маргариты Симоньян, видео с протестов набирают миллионы просмотров, а корреспонденты выходят в прямой эфир под овации протестующих:

"Макрон назвал лидеров "желтых жилетов" исчадиями соцсетей, дутыми фигурами. Кто там командует "желтыми жилетами" – дутые они или недутые – мы не в курсе. Мы как-то больше по ватникам. Я бы показала пальцем, кто тут дутая фигура. Но не буду. Принц все-таки".

Также Симоньян опровергла обвинения о покупных аккаунтах в социальных сетях: "У нас есть два аккаунта – RT и Sputnik. Почему эти два аккаунта влияют на внутреннюю политику во Франции больше, чем десятки тысяч французских блогов и СМИ, вопрос не к нам, а к французским блогам и СМИ".

Иными словами, Макрон нашел подвох в том, что протестная деятельность "желтых жилетов" освещается российскими журналистами. Но разве это запрещено?

"Причина, на мой взгляд, проста и стара как мир. Как гласит народная мудрость – правда глаз колет. А если не можешь спорить на равных, если нечего возразить и логических аргументов не хватает, то остается "брать глоткой", а лучше вообще заткнуть оппоненту рот", – объяснил действия президента Франции посол России во Франции Алексей Мешков в интервью РИА Новости.

О "российской кампания по дезинформации"

Власти Германии неоднократно заявляли о некой "российской кампании по дезинформации". В марте 2018 года министр финансов Вольфганг Шойбле обвинил Россию в ведении "пропагандистской войны".

Шойбле отметил, что Москва с помощью "пропаганды" пытается поднять свой авторитет в мире, с утра до вечера "ложные новости" транслируются телеканалом RT, отмечал министр. Однако политик не стал уточнять, о каких именно сообщениях идет речь. Газета Suddeutsche Zeitung сообщала, что доказательств, подтверждающих информацию о "российской кампании по дезинформации", Федеральная разведслужба Германии не нашла.

В июне 2018 года главный редактор Deutsche Welle (DW) Петера Лимбург в интервью Der Tages Spiegel заявил, что его телеканал, в отличие от RT, является независимым и не контролируется государством:

"Мы независимы по закону, нас контролирует не государство, а общественно-правовые комитеты, и мы не считаем себя голосом правительства или мечом в информационной войне. Мы говорим за всю Германию, мы всегда передаем взгляды правительства и оппозиции – у нас не одностороннее, а многостороннее освещение событий", – отметил Лимбург.

Причем на вопрос об увеличении финансирования DW до 350 миллионов евро Лимбург отметил, что бундестаг и немецкое правительство поддерживают СМИ.

"Тот неловкий момент, когда DW денег стоит больше, чем RT, а просмотров собирает меньше, чем RT. Поэтому он независимый, а RT – госпропаганда", – саркастически ответила на обвинения Маргарита Симоньян.

В январе 2019-го года Союз журналистов Германии призвал надзорные органы не выдавать лицензию на телевизионное вещание немецкоязычному порталу RT Deutsch. В организации отметили, что RT они считают не средством массовой информации, а инструментом пропаганды Кремля. Доказательства и объяснения представлены не были.

Так ситуацию прокомментировала официальный представитель российского МИД Мария Захарова: "Помню, как три года назад аналогичная профструктура в Германии – Союз немецких учителей – предложила включить "Майн Кампф" в школьную программу. "Я думаю, это очень полезная публикация, потому что она уничтожает миф. Мы ведь знаем, что запретный плод сладок", – считает глава немецкой ассоциации учителей Йозеф Краус. Будни демократии".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме